О физике

Сейчас, как никогда раньше нужно формировать личность человека, способного жить и трудиться в реальном обществе без опеки, быть инициативным, чтобы смог самостоятельно принимать ответственные решения, участвовать в конкурсной борьбе, учить преуспевать. Полученные в школе знания по физике должны служить её выпускником верным и надежным средством ориентации в окружающем мире, базой для продолжения образования, опорой для будущей деятельности в науке, технике, сельском хозяйстве. Преподавание физики должно способствовать созданию интеллектуального потенциала страны, необходимо для сохранения лидерства в глобальной экономике XXI столетия. С этой целью проводятся творческие " изобретательские" конкурсы под названием "Технодром", "Мозговая круговерть". Значимость знаний по физике и применение их показывается на примерах из жизни предшествующих ученых. Однажды фирма "Сименс и Шуккерт" попросила П.Л.Капицу выяснить причину не работы электродвигателя важной машины. Сумма гонорара большая - 10 тысяч марок. Капица попросил дать ему молоток и ударил по коренному подшипнику. Двигатель заработал. Дотошные немцы попросили помочь составить калькуляцию для выплаты гонорара. Капица составил: "один удар молотком - 1 марка. 9999 марок за то, что знал куда ударить". А Эдисон при конкурсном приеме на работу в свою лабораторию предложил претендентам определить объём обычной электрической лампы. Один из них через 2 часа принес сложнейшие математические расчеты, представив её из конусов, шаров, цилиндров и т.д. Другой претендент выполнил задание моментально, опустив её в измерительный цилиндр с водой. Он и был принят на работу как самый образованный. На этих конкурсных занятиях ученики сначала получают новую удивительную "изобретательную" информацию от учителя или заранее подготовленных учеников о банке сока, между стенками которой находится легкоиспаряющаяся жидкость, который в 40 жару охлаждается до + 6 , или как хирург во время Великой Отечественной войны приспособил насос от бомбардировщика для очистки загноившихся ран, или как изготовляют лучшие современные зеркала путем нанесения в вакууме на поверхность стекла атомов алюминия. А затем ребята решают интересные, занимательные, парой трудные задачи, находят выход из сложных ситуаций: чтобы помыться, как изготовили шоколадную конфету с ромом, как достать теннисный мяч, упавший в вертикальную трубу, вмурованную в бетон, как перелить в другой сосуд свежевижетый сок, но без осадка( без марли, ситечка но с помощью резиновой трубочки), как сделать так, чтобы мина взорвалась в воде, но люди, поставившие её, успели отплыть от места взрыва. Ничего, что инженер В.Ч. Шухов во время I мировой войны изобрел талую мину. Вставив в защелку взрывателя кусок сахара. Для себя, для товарищей в классе ученик ведь стал первым догадавшимся, изобретателем. Изобрел изобретенное, просто чуть опоздал. Включение в учебную программу вопросов современного применения физики часто невозможно из-за небольшого количества времени, отвоженного на изучение курса. Тем не менее для того, чтобы современным школьникам было интереснее и с пользой учиться, нельзя оставлять их знания на уровне Ньютона и примеры использования этих знаний на уровне времени издания учебника. Необходимо формировать у учащихся навыки самостоятельной учебной работы, самообразования с тем, чтобы наша молодежь в течение всей своей трудовой жизни была на уровне достижений науки, техники, культуры. Необходимо переориентировать обучение с трансляции знаний на развитие способностей к самостоятельному поиску, анализу, творческому использованию информации. Много лет еженедельно по четвергам в начале урока физики в физико-математических классах проводятся 10-15 минутные технические информации. К ним ученики готовятся самостоятельно, используя научно-популярные журналы , используя программы телевидения, "Мозголомы", " Армейский магазин"( показывают современную военную технику) и другие, используют материалы интернета. Развивают своё умение самостоятельно работать, ориентироваться вмире книг, журналов и научных идей, извлекать ценные новые сведения из прочитанного, критически осмысливать и отбирать материал. Сначала выступления некоторых учеников были "общими" - нашел что-то новое, но "своими словами" выделить это физически, техническое новое, не может, какие уже имеющиеся знания и по какой теме его информация, углубляет, расширяя сказать затрудняется. Через некоторое время информации делаются продуманными, конкретными, тематическими, лаконичными. Например, информация о реставрации книг. В реставрационный отдел поступил древний рукописный свиток, который нельзя было развернуть - настолько хрупким оказался материал. На помощь пришло взаимодействие заряженных тел. Одну сторону поверхности материала зарядили зарядом оного знака, а другую противоположным. Взаимно отталкивающиеся заряды сами развернули свиток. Ученик понятно объяснил применение электрического поля. Другая информация: прибор помогает быстро и точно определить больно ли дерево с помощью закона Ома. Через чувствительные датчики( две тонкие иглы, забиваемые в ствол) пропускается ток и измеряется сопротивление. У загнившего дерева оно значительно меньше, чем у здорового. Если есть возможность, ученики демонстрационным экспериментом иллюстрируют свою техническую информацию. Иногда для технической информации используют "свежий" материал из радио или телевизионных передач. На второй день после пожара во Владивостоке 16 января 2006г. В передаче по местному телевидению показывали типы огнетушителей, которые можно купить в магазинах. Продавец, демонстрируя один из них, сказал, что образующаяся пена обладает температурой - 87 . Ученик, используя знания по физике.( уменьшение температуры газа при его расширении) привел и объяснил эту информацию. Была объяснена информация другого ученика, подчеркнутая из "Вестей": после бомбардировки ядерных объектов Ирака, израильский самолет летел на высоте 12 км. Хотя до аэродрома было 100км, т.к. для полета на более низкой высоте горючего не хватило бы. Что дают ученикам технические информации? Знакомство с новейшими достижениями науки и современного производства, возможность увидеть прогрессивное влияние науки физики на развитие общества, совершенствование жизни человека, показ широкого использования глубоких знаний по физике. Идет ориентация на активную самостоятельную, познавательную и практическую деятельность учащихся. Технические информации помогают ученикам войти в мир новых научных и технических идей, раздвинуть границы учебника, зажечь их стремлением как можно больше узнать, понять, применить. Пробуждается или развивается живой интерес к науке и технике у многих школьников. В сотрудничестве, в сотворчестве с учениками, мною написано пособие для учащихся, своеобразная книга для чтения " Физика в мире техники и живой природы", которой пользуются ученики при подготовке к урокам, при написании портфолио явлениям законам. Сейчас она готовится к изданию. Будет полезна многим ученикам и учителям